Паршикова Надежда Николаевна
742 - 56 - 02
ГРАФИК РАБОТЫ
понедельник, вторник, среда
8.00 - 16.30
четверг (приемный день)
10.00 - 19.00
пятница 8.00 - 16.00
обед 11.30 - 12.00
Тема: «Мир природы»
Программное содержание: 1.Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, трава, насекомые; набухли почки. 2.Знакомство детей с названиями животных, формирование умения узнавать домашних животных и их детенышей, узнавать на картинках некоторых диких животных. 3.Воспитание бережного отношения к растениям и животным. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - общеразвивающие упражнения «Птички»; - основные движения: «Зайки» (прыжки на двух ногах на месте), «Котята» (ползание на четвереньках по прямой); - подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Птички и птенчики». «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно: Конструирование «Домик для котенка». Продолжать учить детей сооружать постройку по образцу педагога, учить использовать в постройке приемы наложения, приставления деталей, самостоятельно разбирать постройки. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Ситуативный разговор: «Каких животных мы знаем». Учить детей рассмотреть иллюстрации с изображением домашних животных (кошки, собаки), приучать детей узнавать их и называть, знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками, особенностями питания домашних животных. «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Рассказывание русской народной сказки «Колобок», учить слушать сказку с опорой на наглядность (показ настольного театра, иллюстраций), отвечать на вопросы, проговаривать отдельные фрагменты сказки, принимать участие в драматизации отрывков. «Художественное творчество» (рисование, лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Лепку «Прилетели птички». Вызывать у детей интерес к лепке. Учить лепить предмет из цветного теста, состоящий из нескольких частей, скатывать шарики между ладонями, соединять их друг с другом. Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать активность, самостоятельность. В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Конструирование «Построим заборчик для домашних птиц». Учить детей создавать постройку по образцу воспитателя, обыгрывать постройку, аккуратно разбирать, складывать детали в коробки. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания («Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, «Кошка» м. Ан. Александрова, «Жук» м. О. Девочкиной); - для пения («Котята», «Лошадка» м. и сл. Г.Вихаревой); - музыкально-ритмических движений («Птички», «Медведь», «Зайка» м. Е. Тиличеевой (образные упражнения), «Пляска с листочками», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); - игра с ДМИ («Дождик» Н. Любарского (клавесы), «Сорока - сорока», р.н.п. обр. Т.Попатенко, развивать умения импровизировать музыкально-художественный образ зайчиков: «Зайчики и лисичка» Е. Тиличеевой); - Развлечение (забава «Мишка пришел в гости»; инсценировка «Кошка и котенок» М. Красева, сл. О. Высотской). В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук; - набор игрушек (домашние и дикие животные); - иллюстрации с изображением животных; - фланелеграф, изображение животных для составления целого из частей; - фигурка птички и свистулька для музыкально-дидактической игры «Мама и детки»; - силуэты листьев для раскрашивания; - раскраски «Домашние и дикие животные»; - наборы строительного материала. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных; - рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных, обыграть ситуацию: кормление животного; - посетить с детьми контактный зоопарк; - понаблюдать с ребенком за домашними животными - собакой и кошкой, птицами, насекомыми; - побеседовать с ребенком по уходу за домашними животными; - прочитать сказки о животных; - подкормит птиц, понаблюдать за способом их передвижения и кормлением; - привлечь ребенка к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм; - обыграть сказку «Курочка Ряба», «Теремок» в домашнем театре. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - игровые ситуации с использование игрушек, изображающих животных упражнение детей в звукоподражании; - совместная игра небольшой группой «Кот и мышка»; - рассматривание иллюстраций о животных;- обыгрывание ситуации «Мишка на прогулку собирался», закрепление умения выбирать одежду для весенней прогулки;
- рассматривание иллюстраций насекомых и называние их;
- выполнение постройки «Домик для зайчика»;
- слушание и узнавание муз. Тиличеевой «Лошадка», О Высотской «Корова», М. Раухвергера «Цыплята» и др.; - дидактическая игра «Составь изображение» (составить из частей изображение животного). - упражнение в рисовании цыпленка пальчиком на подносах с крупой; - дидактическая игра «Рассмотри картинку и расскажи Маше», «Спой песенку щенку», «Расскажи, где кошка?»; - рассматривание иллюстраций, уточнение слов, обозначающих детенышей животных «цыплята», «утята», «котята» и др.; - дидактическая игра «Где моя мама» приучать детей узнавать и называть животных и их детенышей, упражнять в звукоподражании с разной силой и высотой голоса; - дидактическая игра на умение соотносить предмет с изображением, контуром, силуэтом «Найди такого же зайку, мишку, котенка»; - дидактическая игра на сравнение предметов по величине «Мишка большой – мишка маленький»; - дидактическая игра «Кто как кричит». Гигиенические процедуры: - художественное слово: «Мойдодыр» К. Чуковский (Отрывок «Рано утром…»); - игровая ситуация «Котята умываются». Завтрак, обед, полдник, ужин: - «Прибаутка к обеду» Н. Пикулевой; - разговор о пользе молока. Прогулка - наблюдения за животными (кошкой, собакой) во время прогулки. - наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях; за появлением первой травы; за распустившимся одуванчиком); за воробьями (игра на звукоподражание: воробей – «чирик-чирик»); - подвижные игры «К мишке в гости», «Зайка беленький сидит», «Найди котенка», «Пройди через ручеек», «Лиса и цыплята», «Зайка серый умывается», «Найди мишку», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобили», «Зайка беленький сидит»; - индивидуальная работа по развитию основных движений; - труд на участке: насыпать корм в кормушку; - самостоятельная деятельность по выбору детей; - сюжетно - ролевые игры «Контактный зоопарк», «Заболела лапка у зайчика (котенка, щенка). Вечер:- прослушивание сказки «Лиса и заяц»;
- упражнение в пальчиковой игре «Зайчик»;
- прослушивание песни Е. Тиличеевой «Где ты, зайка?»;
- рассматривание игрушек с изображением животных (внешний вид, части тела, форма…), проговаривание потешек, песенок, приговорок; - дидактическая игра «Чьи детки»; - раскладывание фигурок животных на фланелеграфе; - рассказывание сказки «Цыпленок» вместе с детьми с использованием фланелеграфа; - дидактическая игра: «Где моя мама?», учить находить и называть детенышей домашних животных; - самостоятельное рисование цыпленка, утенка пальчиком на подносах с крупой; - уточнение названий диких животных и слов, обозначающих их особенности, повадки, использование в речи выражений: «мишка идет», «зайчик прыгает», «лиса бежит», «волк охотится»; - дидактическая игра «Кто где живет»; - инсценировка по сказке В. Сутеев «Кто сказал мяу»; - слушание потешки «Кисонька-мурысонька»; - упражнения в раскатывании, скатывании, сплющивании цветного теста, лепка корма для курочек, зайчиков; - чтение стихов А. Барто «Слон», «Лошадка», «Кто как кричит» и др.; - д\и «Отгадай, кто это»; - исполнение музыкально-ритмических движений – «Козлятки» сл. Е Макшанцевой, рус. нар. плясовой «Кошечка» и др; - рисование «Расческа для собачки»; - чтение – потешек: «Киска брысь», «Наши уточки с утра», «Бу-бу, я рогатый» и др. - чтение рассказа Е. Чарушина «Кошка»; - ситуативный разговор: из чего сделан предмет и о его свойствах: цвете, форме (использовать игрушки с изображением животных); - чтение стихотворения А.Барто «Лошадка», побуждать запомнить стихотворный текст, повторять отдельные строчки; - упражнение на звукоподражание «Ослик», учить правильно произносить звуки «и», «о» гармонично, на одном выдохе; - упражнение на звукоподражание «Барашки и козлики», упражнять в произношение звука «э» изолированно и в слогах: бэ, мэ. Вечерняя прогулка: - подвижные игры «Найди котенка», «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик»; - самостоятельная деятельность по выбору детей; - индивидуальная работа по развитию движений: выполнение действий, имитирующих движения птиц и животных «Поскачи как зайчик», «Идет медведь по лесу»; - дидактические игры «Парные картинки», «К мишке в гости», «Кто пришел, кто ушел», «Кто как кричит», «Чей домик?». Примерный план образовательной работы с детьми 3-4летТема: «Мир природы»
Программное содержание: 1. Воспитание бережного отношения к животным. 2. Формирование представлений детей о домашних и диких животных (птицах): почему они так называются, их детеныши, где живут, чем питаются. 3. Знакомство с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. 4. Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомство с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - общеразвивающие упражнения с кубиками «Жуки»; - основные движения: «Зайки» (перепрыгивание через шнур, положенный на пол, с приземлением на задние ноги); - подвижную игру «Мыши в кладовой»; - упражнения на имитацию движений («Лягушки», «Цапля», «Заяц»). «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Конструирование из строительного материала «Построим заборчик для домашних животных». Продолжать учить детей создавать постройки по показу воспитателя, закреплять знание объемных форм (куб, брусок, кирпичик), совершенствовать умение разбирать постройки самостоятельно.«Познание» (развитие кругозора), «Труд» В целях реализации программного содержания темы целесообразно: Наблюдение за комнатным растением. Познакомить детей с растением – фикус, его отличительными особенностями: крупные листья, ярко – зеленого цвета, овальной формы. Уточнить знание детей о том, что растения прикреплены к земле, имеют корень, листья, цветок, плод. Растение живое: оно растет, цветет, протягивает листья к свету, питается. У растения есть потребности: растение живет, если ему хватает места, влаги, тепла. Воспитывать интерес к наблюдению за растениями. Привлечь детей к посильной деятельности по уходу за растением, воспитывать желание ухаживать за растением, беречь его.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Продолжать приучать детей внимательно слушать рассказы о животных, дать представление о жанре рассказа, учить детей понимать тему и содержание рассказа. Познакомить детей с книгами, с иллюстрациями Е. Чарушина. Упражнять детей в использовании сравнений, синонимов. «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Рисование «Цыплята и одуванчики». Учить детей создавать монохромные композиции на цветном фоне, изображать цыплят и одуванчики способом «примакивания» (ватными палочками, пальчиками). Развивать чувство цвета, композиции, формы. Воспитывать интерес к отражению впечатлений о красивых явлениях природы в изобразительной деятельности. «Художественное творчество» (лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Лепку «Зайчики». Закреплять знание детьми овоидной формы, приемов скатывания такой формы из цветного теста (глины). Учить скатывать материал круговыми движениями ладоней, раскатывать между ладонями для получения формы, продолжать учить приему «прищипывания». Воспитывать самостоятельность. «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Аппликацию «Цыплята гуляют на полянке». Вызвать интерес к аппликации, продолжать учить детей создавать композицию из кругов, развивать чувство формы и цвета. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой, закреплять знание формы и цвета. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания («Воробей», муз. А.Руббак); - для пения («Птичка» музыка М. Раухвергера, сл. А. Барто, «Петух и кукушка» м. М. Лазарева, сл. Л.Дымовой); - для музыкально-ритмических движений («Птички летают и клюют зернышки» м. А. Серова и швейцарская нар. мел., этюд «Зайцы и лиса» м. Е. Вихаревой, «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера;); - для игры на детских музыкальных инструментах («Как у наших у ворот» р.н м.); - для танцевально-игрового творчества («Зайцы» музыка Е.Тиличеевой); - для развлечения (театрализованной деятельности - «На птичьем дворе»). В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - коллекция наборов зверей, птиц, рыб, насекомых; - иллюстрации с изображением животных; - книги с иллюстрациями; - атрибуты в уголок ряженья и спортивный уголок; - материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой; - материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации; - модели самостоятельного одевания/раздевания, мытья рук, строительный материал. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - рассмотреть иллюстраций с изображением явлений природы, животных; - рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных; - подготовить рассказ с ребенком о питомце; - посетить городской зоопарк, формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; - прочитать народные сказки в обр. Ю. Ванага: «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и проказница мышка»; - подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»; - понаблюдать за птицами на прогулке; - привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.); - изготовить маску для игры – драматизации, формировать позицию помощника. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - пальчиковая игра «Катание орехов по дорожке» на развитие мелкой моторики; - экспериментирование с песком (сухим и мокрым), с водой (прозрачная, теплая, холодная, без запаха).- дидактическая игра «Чьи детки»;
- чтение стихотворения В.Берестов «Курица с цыплятами», рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц; - игровые ситуации с использованием игрушек, изображающих животных;- создание постройки из строительного материала «Домик для зайчат».
- рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши»; - чтение произведений В. Сутеева «Кто сказал мяу», «Три котенка»;- рисование животных с использованием трафаретов;
- заучивание потешки «Жили у бабуси»;
- дидактическая игра «Кто поет?»;- игра-импровизация в театре «Курочка Ряба».
- развивающая игра «Скажи, где находится зайчик» на закрепление пространственного расположения; - развивающая игра «Чей этот дом?» на закрепление знаний о форме, силуэте предмета; - дидактическая игра «Подбери миску кошке и котятам» на уточнение знаний о соотношении предметов по величине; - дидактическая игра «Хватит ли зайчатам морковок» на закрепление умений устанавливать равенство и неравенство групп предметов; - дидактическая игра «Покажи такой же цветок» на закрепление знаний основных цветов; - дидактическая игра «Когда это бывает?» на закрепление знаний времен года. Гигиенические процедуры: - ситуативный разговор: «Как умываются животные»; - художественное слово: «Умывальные стихи» В. Степанов; - проговаривание названий частей тела (рука, ладошка, пальчики, локоть), уточнить, как умываются животные (кошка, собака). Завтрак, обед, полдник, ужин: - разговоры о правилах культурного поведения за столом; - разговор о пользе молочных продуктов; - разговор о пользе для человека витаминов в растениях (лук, чеснок, салат, укроп, петрушка); - ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются». Прогулка - наблюдения за набуханием почек, распускающимися листьями, беседа о том, почему это происходит. - наблюдение за бабочками. Приучать наблюдать за насекомыми, уточнять особенности внешнего вида. - наблюдения за весенними изменениями в природе (за весенним солнышком, за распускающимися листьями на деревьях, за появлением первой травы; за распустившимся одуванчиком), за птицами на участке; - наблюдение за деревьями (березкой, елочкой) на участке в детском саду; - наблюдение за ветром, определить силу ветра с помощью ленточек. - подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Догони Мишку», «Птички в гнездышках», «Поймай бабочку», «Мыши и кот», «Поймай комара», «Лошадки», «Наседка и цыплята», «Угадай, кто как кричит», «Поймай бабочку», «Лягушки», «Кто соберет больше цветочков», «Угадай, кто, где кричит». - индивидуальная работа по развитию основных движений; - труд на участке (покормить птиц, помочь в поливе растений на участке, изготовление поделок животных из природного материала, рассматривание предметов, необходимых для ухода за растениями на огороде, в цветнике). - самостоятельная деятельность по выбору детей; - рисование палочкой на песке: зайчик, кошка, собачка; - сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк», «У бабушки в деревне», «Мама и детеныш»; - дидактические игры «Сложи картинку», «Найди маму для детеныша». Вечер: - создание постройки из строительного материала «Загородка для птиц», «Загончики для животных»; - этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных); - упражнение детей в образных, основных движениях - «Птички летают» Л.Банниковой, «Скачут лошадки» Т.Попатенко, «Зайчики» р.н.м.; - прослушивание и пение песни М. Раухвергера «Птичка»; - упражнение в различении взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотношение названий взрослых животных и их детенышей; - упражнение в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных; - чтение стихотворения В. Берестова «Курица с цыплятами», привлечь детей к прослушиванию и пению песни А. Филиппенко «Цыплята»; - лепка «Рыбки»; - рисование «Клубочек для котенка»; - чтение русской народной сказки «Теремок»; - ситуативный разговор: «Какие разные деревья», рассмотреть ель и березу, найти различия; - беседа «Кто живет в лесу», расширять представления детей о диких животных: заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж; - дидактическая игра «Покажи на картинке», учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе, в родительном падеже множественного числа. - чтение стихотворения З. Александровой «Капель», В. Берестова «Весенняя песенка», Е. Багининой «Одуванчик», П. Воронько «Березка»; - беседа «Что бывает весной», закреплять знания детей о признаках весны, организовать весенние игры «Пускание корабликов», «Солнечные зайчики». Вечерняя прогулка: - подвижные игры: «Пробеги змейкой», «Мышки в норках», «Лиса в курятнике». «Лошадки», «Котята и ребята». «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лягушки», «Лиса в курятнике»; - самостоятельная деятельность по выбору детей; - сюжетно-ролевая игра «Бабушкин двор». Примерный план образовательной работы с детьми 4-5 летТема: «Мир природы»
Программное содержание:
1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране растений и животных. 2. Развитие умений замечать изменения в природе. 3. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании, развитие умения называть части тела животных. 4. Уточнение знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, способах ухода за ними. 5. Расширение знаний детей о свойствах песка, глины, камня. 6. Уточнение представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - основные движения «Путешествие в зоопарк»; - подвижные игры «Лиса в курятнике», «У медведя во бору» и др.; - комплекс общеразвивающих упражнений «Во садочке» «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Экспериментирование «Что такое воздух». Познакомить со свойствами и ролью воздуха в жизни человека. Опытным путем попробовать увидеть и услышать воздух (опыт с воздушным шариком, камушком). Развивать интерес к опытной деятельности. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Беседу «Первые цветы». Расширять знания детей о травянистых растениях, их названиях (мать-и-мачеха, медуница, гусиный лук). Познакомить детей с их особенностями: строением, формой цветов, листьев. Дать понятие о лекарственных растениях и использовании человеком полезных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. рассмотреть иллюстрации и побеседовать о бабочках, божьих коровках, их внешнем виде и способе передвижения (например, большие красивые крылья, покрытые очень мелкими чешуйками, они быстро летают, порхают); «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Панно с динамичными элементами «Как цыплята в гости к солнышку ходили». Создавать простые сюжеты по мотивам знакомых сказок. Совершенствовать технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развивать чувства цвета, формы, величины, композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Чтение рассказов Е.Чарушина «Как Томка научился плавать», «Про Томку». Углублять интерес к литературной прозе (рассказу). Развивать способность к целостному восприятию текста. Продолжать учить выявлять основное содержание, понимать главные характеристики героев, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев. «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Рисование «Радуга-дуга, не давай дождя». Продолжать учить детей отражать свои представления о красивом природном явлении - радуге, используя выразительные средства (цвет, форма, величина). Совершать свободные движения руки при рисовании. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе, аккуратность в использовании гуаши и акварели. «Художественное творчество» (лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Лепку «Котенок по имени «Гав». Совершенствовать технику лепки: учить лепить котенка конструктивным способом, прищипывать мелкие детали (ушки), примазывать детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленного фигурки, воспитывать самостоятельность. «Художественное творчество» (художественный труд) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Художественный труд с элементами аппликации «Весенняя открытка с сюрпризом». Продолжать учить складывать лист бумаги пополам, соединяя углы и стороны. Продолжать учить украшать поздравительную открытку декоративным узором (центр, края и углы) в технике аппликации, чередуя детали по цвету, форме, величине. Создать условия для поиска идеи «сюрприза». «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания («Воробышек» Ю. Весняк, «Сорока» А. Лядов, «Кукушка» М. Красев, «Мотылек» С. Майкапар, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев); - для пения («Пчела жужжит» Т. Ломовой, сл. А. Гангова, «Три синички», р.н.п., «Веселый жук» м. и сл. Р. Котляровского.); - для музыкально-ритмических движений (этюды «Гусеница», «Птички летают» А. Жилина, «Веселые жучки» Е. Гомоновой, двигаться соответственно содержанию хоровода - «Мы на луг ходили» м. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной);- для игры на детских музыкальных («Сорока-сорока» р.н.приб. обр Т. Попатенко );
- для развития танцевально-игрвого творчества («Лошадка» м. Н. Потоловского);
- дидактическую игру учить передавать 2 разнохарактерных образа «Гуси-лебеди и волк» Е. Тиличеевой;
- развлечение театр «Рукавичка».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - альбом: «Животные и птицы Урала»; - трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»; - разрезные картинки, «Домино - животные»; - картины из серии «Дикие животные»; - фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»; - оборудование для игр-экспериментов с водой; - деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла» и др.); - коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых; - иллюстрации с изображением животных; - атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок; - материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой; - материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации; строительный материал. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных; - рассмотреть игрушки, изображающие домашних и диких животных; - приготовить разнообразных блюда для детского питания, с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога; - подготовит рассказ с ребенком о питомце; - привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.); - подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»; - понаблюдать за животными, птицами на прогулке; - посетить городской зоопарк; - прочитать народные сказки в обр. Ю. Ванага: «Лиса и заяц», «Рукавичка», «Лесной мишка и проказница мышка»; - изготовить маски для игры – драматизации; - рассказать детям интересную историю, произошедшую с участием животных. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - беседа с детьми об источниках опасности в природе (ядовитые растения, опасные животные); - инсценировка особенностей животных: «Котик заболел», «Котик выздоровил» (А. Гречанинов), «Жук» (музыка М. Потоловского, сл. народ.), «Лошадка» (музыка Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен); - рассматривание рыбок в аквариуме, уточнение внешнего вида, повадок, способа передвижения; - составление описательного рассказа по схеме о животном; - чтение произведения «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» А. Введенского; - выращивание луковицы в баночке, заполнить дневник наблюдения; - рассматривание схемы по ухаживанию растений (опрыскивание, рыхление, полив); - д/ игры «Угадай, чьи следы », «Узнай по описанию»; - рассматривание альбома «Домашние животные и их детеныши»; - упражнение в образных движениях под музыку («Кот и мышь» Ф. Рыбицкого, «Лошадки» Л.Банникова, «Зайчики» Ю. Рожавской); - разгадывание загадок о животных;
- рисование животных с использованием трафаретов;
- заучивание потешек «Жили у бабуси»;
- прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных»;
- дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- пальчиковая игра стимулировать дальнейшее развитие мелкой моторики «Кукушата», «Цапля»;
- чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш».
- чтение стихотворений В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица», З. Александровой «Салют весне», А. Майкова «Подснежник», Е. Баратынского «Весна, весна, как воздух чист», Л. Крандиевской «Ландыш». Гигиенические процедуры: - ситуативный разговор: «Как умываются животные»; - потешка «Котик умывается»; - игровое упражнение "Любят звери чистоту, любят люди красоту»; - упражнение "Грязные - чистые". Завтрак, обед, полдник, ужин: - разговор о пользе молочных продуктов; - разговор о пользе для человека витаминов в растениях (лук, чеснок, салат, укроп, петрушка); - ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются»; - «Варись, варись, кашка», м.Е.Туманян, сл.А. Рождественской; - ситуация общения «Поведение Хрюшки за столом» («Веселый этикет» И.А.Купина, Н.Е.Богуславская). Прогулка - наблюдения за весенними изменениями в природе (за весенним солнышком, за распускающимися листьями на деревьях, за появлением первой травы; за распустившимся одуванчиком) - наблюдения за птицами на участке; наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными). - подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Догони Мишку», «Мыши и кот», «Поймай комара», «Лошадки», «Птички в гнездышке», «Наседка и цыплята», «Угадай, кто как кричит». «Кто соберет больше цветочков», «Кот и мыши»; - индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств; - труд на участке (кормление птиц, помощь в поливе растений на участке, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», подготовка почвы к посеву семян, посадке цветов на участке); - самостоятельная деятельность по выбору детей. - сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «У бабушки в деревне», «Мама и детеныш», « Больница Айболита». Вечер: - этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных); - рассматривание картин из серии «Дикие животные»; - свободное рисование с использованием трафаретов; - рассматривание игрушки – черепашки (резиновой, пластмассовой, мягкой), обратить внимание на форму и строение черепахи; - чтение стихотворения К. Чуковского «Черепаха»; - рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением радуги; - конструирование из природного материала «Ёжик»; - рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»; - упражнение в различении взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотношение названий взрослых животных и их детенышей; - упражнение в подборе глаголов, обозначающих характерные действия животных; - рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»; - организовать просмотр мультфильма по сказке Сутеева «Раз, два, дружно» (формирование дружеских взаимоотношений, умения приходить на помощь); - слушание муз. С. Прокофьева «Дождь и радуга», «Ходит месяц над лугами»; - игра на металлофоне «Уж как шла лиса по травке» р.н.п.; - сравнение слов по протяжённости, упражнение в подборе определений, качеств, признаков и действий животных. - дидактическая игра «Хватит ли белочкам шишек?» на закрепление умений устанавливать равенство и неравенство групп предметов; - пальчиковые игры с грецкими орехами и шишками «Угощение для белочки»: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны, прокатывание по тыльной стороне ладони, сжимание в ладошке, развивать мелкую моторику; - пальчиковые игры с крупой: «Угощение для птиц»: сортировка гороха, фасоли и гречки; - дидактическая игра «Когда это бывает?» на закрепление умения правильно различать и называть части суток; - дидактическая игра «Дорисуй листочки на дереве» на установление равенства и неравенства групп предметов; - дидактическая игра «Узнай, кто ушел» на закрепление навыков счета; - дидактическая игра «Кто пришел к Айболиту» на знакомство с порядковыми числительными; - беседа о бабочках, божьих коровках, их внешнем виде и способе передвижения (например, большие красивые крылья, покрытые очень мелкими чешуйками, они быстро летают, порхают); - дидактическая игра «Угадай, что за зверь», «Чьи это детки», закрепить знания детей о животных жарких стран; - ситуативный разговор «Наши скворушки». Вечерняя прогулка: - самостоятельная деятельность по выбору детей; - подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Поймай бабочку», «Мышки в норках», «Лиса в курятнике». «Лошадки», «Котята и ребята», «Поймай бабочку», «Лягушки», «У медведя во бору», «Перелет птиц». Примерный план образовательной работы с детьми 5-6 летТема: «Мир природы»
Программное содержание: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. 2. Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе. 3. Формирование представление детей об охране растений и животных. 4. Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними. 5. Расширение знаний о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:- комплекс общеразвивающих упражнений «Веселые жители зоопарка»;
- подвижные игры «Хитрая лиса», «Бездомный заяц» и др. «Социализация», «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Беседу «Первая помощь при укусах (насекомых, пресмыкающихся)». Продолжать формировать представления детей об основных источниках опасности в природе, развивать осторожное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, расширить знания детей о способах привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах, продолжать оформлять «Энциклопедию безопасных ситуаций». «Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Экспериментирование с древесиной. Ознакомление со свойствами древесины, расширять представления детей о древесине, качествах и свойствах; развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, плавучесть, легкость), развивать интерес к опытной деятельности. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно Беседу «Ежи – хищники». Расширять представление детей о хищных и растительноядных животных, учить выделять во внешнем виде животных признаки, указывающие на способ питания; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить: Художественный труд «Павлин». Рассмотреть с детьми выставку поделок из природного материала, отметить своеобразие использованных материалов. Совершенствовать умение подбирать природный материал для создания поделки (шишки, веточки, желуди, перья птиц). Учить соединять детали с помощью пластилина, развивать творчество. «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить: Рассматривание картины «Собака со щенятами». Совершенствовать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание о содержании сюжетной картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием. «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. «Художественное творчество» (рисование, декоративно-прикладное искусство) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Рисование «Превращение камушков» (божья коровка, мышка, цветочек и т.д.). Учить детей создавать по замыслу художественные образы на основе природных форм (камушков), (гуашь смешать с жидким мылом). Познакомить с разными приёмами рисования на камушках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение. «Художественное творчество» (лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Лепку «Мы на луг ходили, мы лужок лепили». Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик, травы) и насекомых (бабочек, жуков, пчёл, стрекоз), передавая характерные особенности их строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на подставке или каркасе из деревянных или пластиковых палочек, трубочек, зубочисток, проволоки). Совершенствовать навыки лепки, развивать композиционные умения, воспитывать интерес к изображению живой природы. «Художественное творчество» (аппликация, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Аппликацию «Весенний букет в красивой вазе». Продолжать учить детей симметрично вырезать вазу из бумаги, сложенной вдвое, украшать ее декоративными элементами, совершенствовать технику вырезания гармошкой (лепестки цветов, листья), развивать композиционные умения. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания («Утро» муз. Э. Грига, «Утро» муз. С. Прокофьева, «Облака плывут» муз. С. Майкапара, «Облака» К. Дебюсси, «Подснежник» муз. П.И. Чайковского, «Подснежник» муз. А. Гречанинова, «Весной» муз. Э. Грига, «Цветы» муз. Р. Шумана, «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского); - для пения (распевки по методу В. Емельянова, «Как прекрасен мир» муз. И. Кушниковой, «Солнышко и дождик» муз. Е. Попляновой, «У берёзки» муз. С. Насауленко, «Про меня и муравья» муз. Абелян); для музыкально-ритмических движений («Радуга-дуга» р.н.п.);- для игры на детских музыкальных инструментах («Сорока-сорока» р.н.приб. обр Т. Попатенко );
- для развития танцевально-игрвого творчества («Поездка за город» авт. А.Зимина, «Автобус» муз. М. Раухвергера, «Поезд» муз. Л. Банниковой, «Озеро» муз. М. Красева, «Цветы» муз. Т. Ломовой, «Кукушка» муз. Р. Речминского, «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой), «Утренние звуки» сл. Э.Фарджен (озвучивание инструментами);
- дидактическую игру «Музыкальные загадки»;
- развлечение театр «Как ребята лес спасли».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - альбом: «Животные и птицы Урала»; - альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»; - трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»; - разрезные картинки, «Домино - животные»; - картины из серии «Дикие животные»; - фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»; - оборудование для игр-экспериментов с водой, солнцем, песком; - деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла», «Музыка дождя, грозы» и др.); - коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых; - иллюстрации с изображением явлений природы: дождя, радуги, грозы, снегопада и др.; - атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок; - материалы и оборудование для рисования палочкой на песке; - материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации; - строительный материал. Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных; - просмотреть и обсудить мультфильмы о животных («Подарок для самого слабого», «Грибок-теремок и др.); - придумать загадки о животном, подобрать иллюстрации для группового альбома; - понаблюдать за птицами и животными на улице; - понаблюдать за сезонными изменениями весной; - посетить цирк; - посетить городской зоопарк; - приготовить разнообразные блюда для детского питания, с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога; - подготовить рассказ с ребенком о питомце; - привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.); - подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы». Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - дидактические игры с крупой, учить детей сортировать 2-3 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие; - рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»; - упражнение в движениях под музыку разного характера «Росинки» С. Майкапара, «Плавные руки» Р.Глиэра; - составление описательного рассказа по схеме о животном; - рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога; - д/ игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?», «Кто из животных какую пользу приносит», «Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»; - разгадывание загадок о животных; - показ репродукций с изображением птиц произведений художников (В. Ватагина, И. Ефимова); - дидактические игры "Посчитай плоды", "Найди пару"; - рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.); - прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных». дидактическая игра «Кто где живет», «Зоологическое лото»; - чтение: Н.Сладкова «Лесные сказки». Гигиенические процедуры: - ситуативный разговор «Как люди одеваются весной». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды. - ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных. Завтрак, обед, полдник, ужин: - ситуативный разговор о растениях как продуктах питания; - ситуативный разговор: «Какие животные чем питаются»; - ситуативный разговор «Завтрак на природе» - познакомить с правилами безопасности во время приёма пищи. Прогулка - наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях, за первоцветами, за насекомыми и птицами на участке...); - наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными); - подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка». - индивидуальная работа по развитию физических качеств; - труд на участке (кормление птиц, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», привлечение дошкольников к подготовке почвы к посеву семян, посадке и поливу растений на участке); - самостоятельная деятельность по выбору детей; - сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи». Вечер: - чтение стихотворения Н. Бокова «Дети леса»; - этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных); - словесная игра «Рыба, птица, зверь»; - д/и «Правила поведения в природе», «Можно - нельзя»; - свободная лепка по теме «Животный мир»; - конструирование из природного материала по замыслу детей; - рассматривание альбома: «Животные и птицы Урала»; - чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л.Толстой «Лев и собачка»; - рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми»; - театр - экспромт "В лесном царстве"; - составление загадок и отгадывание загадок об опасных природных явлениях; - составление моделей «Правила поведения с животными»; - дидактическая игра «В доме у трех медведей» на сравнение знакомых предметов по величине (большой, поменьше, маленький); - дидактическая игра «Помири жадных медвежат» на выработку умения делить предметы на 2, 4, 6 частей; - дидактическая игра «Найди мишку» на закрепление умения ориентироваться в пространстве. Вечерняя прогулка: - подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы». эстафета «Полоса препятствий» - соблюдать технику безопасности при прогулках по лесу (кусты, колючки, кочки). - наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной; - самостоятельная деятельность по выбору детей. - дидактическая игра «Узнай по описанию», "Плавает, летает, ползает", «Съедобное – несъедобное».
Примерный план образовательной работы с детьми 6-7 лет
Тема: «Мир природы»
Программное содержание: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, насекомых. 2. Закрепление знаний детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях (луга, сада, леса). 3. Закрепление умений обобщать и систематизировать представления о временах года. Закрепление умений устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). 4. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. Закрепление умений правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). 5. Расширение знаний детей о неживой природе, свойствах песка, глины, камня. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот. 6. Подведение детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Социализация», «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Беседу «Эти удивительные насекомые». Закрепить знания о среде обитания насекомых, особенностях их жизни (осы живут большими семьями, муравья – в муравейниках). Закреплять умения различать их по внешнему виду (бабочки – капустница, крапивница, павлиний глаз), жуки: божья - коровка, жужелица. Сравнивать по способу передвижения, выделять отличия, продолжить с детьми «Энциклопедию безопасных ситуаций». «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Экспериментирование «Что мы знаем о камне». Расширять представления детей о камнях, качествах и свойствах; развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, плавучесть, легкость). Развивать интерес к опытной деятельности. «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно Беседу «Какая погода была весной». Закреплять знания детей о сезонных изменениях, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки - крапивницы; появляются муравьи). «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить: Художественное конструирование «Фантазии из гармошки». Учить выполнять различные изделия (птицу, бабочку, цветок) на основе бумаги, сложенной в гармошку. Развивать художественное восприятие, творческие способности. «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить: Составление рассказа «Наш домашний любимец». Совершенствовать умение составлять по плану описательные (сюжетные) рассказы. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, в составлении предложений по опорным словам. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, излагать свои мысли понятно для окружающих.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно Чтение рассказа К.А. Коровина «Белка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание на выразительные средства произведения. «Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Декоративное рисование «Дымковский индюк». Продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам дымковской росписи, передавать цветовую гамму, использовать характерные элементы узора. Закреплять умение создавать композиции на силуэтах с изображением дымковских игрушек. «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Рисование «Деревья смотрят в озеро» (техника «монотипия по мокрому»). Продолжать знакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипией). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне изобразительными средствами. «Художественное творчество» (лепка) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Лепку «Зоопарк». Учить создавать композицию коллективно. Закрепить умение лепить диких, экзотических животных. Добиваться большей точности в передаче характерных особенностей (формы туловища, пропорций, строения, характерных деталей). Учить коллективно обдумывать расположение композиции. Воспитывать умение оценивать свои работы и работы товарищей. «Художественное творчество» (аппликация, конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно предложить детям: Конструирование с элементами аппликации «Бумажный зоопарк». Расширять опыт создания коллективных композиций. Учить конструировать фигурки различных животных (слон, жираф, крокодил) из бумаги по чертежу. Уточнить связь между внешним видом и способом его изготовления, между движением и способом его конструирования. Воспитывать навыки сотрудничества. «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: - для слушания («В лесу» муз. М. Чюрлёниса, «Лунный свет», «Море», «Ветер на равнине», «Облака» муз. К. Дебюсси, «Весна и осень» Г. Свиридов, «Белые ночи» муз. П.И. Чайковского, «Океан – море синее» вступление к опере «Садко» муз. Н.А. Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» муз. М.П. Мусоргского); - для пения («Весенние голоса» - фонопедическая игра, совместное пение «Радуга» муз. М. Сидоровой, «Добрый лес» муз. З. Роот); - для музыкально-ритмических движений («Радуга-дуга» р.н.п.); - для игры на детских музыкальных инструментах («Белка», муз. Н. Римского-Корсакого (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», «Рассвет», «Утренняя сказка» сл. В. Данько (озвучивание инструментами); - для развития танцевально-игрвого творчества («Поездка за город» авт. А.Зимина, «Автобус» муз. М. Раухвергера, «Поезд» муз. Л. Банниковой, «Озеро» муз. М. Красева, «Цветы» муз. Т. Ломовой, «Кукушка» муз. Р. Речминского, «Спокойная ходьба» муз. Т. Ломовой); - дидактическую игру ««Звуки разные бывают»; - развлечение (театр «В гостях у Матушки Природы»). В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: - альбом: «Животные и птицы Урала»; - альбомы или мультимедийные презентации по темам: «Животные и птицы Урала», «Животные Челябинского зоопарка», «Животные России, занесенные в Красную книгу»; - трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; - модели: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Модели ухода за животными»; - разрезные картинки, «Домино - животные»; - картины из серии «Дикие животные»; - фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается»; - оборудование для игр-экспериментов с водой, солнцем, песком; - деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования умения подыгрывать простейшие мелодии («Песенка кукушки», «Песенка дятла» и др.); - коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых; - иллюстрации с изображением животных; - атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок; - материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой; - материалы и оборудование для рисования палочкой на песке; - материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации; - строительный материал; - лего – конструктор; - плакаты «Правила безопасного поведения в лесу»; - альбом «Ядовитые растения». Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: - рассмотреть иллюстрации с изображением явлений природы, животных; - просмотреть и обсудить мультфильмы о животных («Подарок для самого слабого», «Грибок-теремок и др.); - придумать загадки о животном, подобрать иллюстрации для группового альбома; - понаблюдать за птицами и животными на улице; - посетить цирк; - посетить городской зоопарк; - приготовить разнообразные блюда для детского питания, с использованием меда, яиц, молока, сметаны, творога; - подготовить рассказ с ребенком о питомце; - привлечь к уходу за домашним питомцем (налить молоко, положить в тарелочку корм и т.д.); - подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»; - подобрать иллюстрации для группового альбома; - прогуляться по парку, пофантазировать на тему «Что видело дерево?», «О чём думает дерево?», «Кто живёт на дереве?»; - посетить краеведческий музей; - посетить выставки весенних пейзажей «Деревья смотрят в воду», - прогуляться к водоему Челябинска и обратить внимание на отражение деревьев, зданий в воде. Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: - рассматривание альбома или мультимедийной презентации по теме: «Животные и птицы Урала»; «Животные и птицы планеты Земля»; - составление описательного рассказа по схеме о животном; о своем питомце; - рассматривание иллюстраций с изображением блюд из яиц и творога; - д/ игры «Какой этап в развитии животного пропущен?», «Где чье жилище?», «Найди пары животных по виду»; - прослушивание аудиозаписи: "Голоса птиц"; "Голоса животных»; - чтение: Н.Сладкова «Лесные сказки»; - составление моделей «Правила поведения с животными»; - рассматривание альбома «Ядовитые растения»; - рассматривание иллюстраций и беседа о природе различных климатических зон; - создание макета «Животные жарких стран» из мелких игрушек; - ситуативный разговор «Что было бы, если бы (…у совы не было бы крыльев, острого клюва, больших глаз, когтей и т.д.)»; - рассматривание иллюстраций или коллекции бабочек и составление описательного рассказа «Бабочка-красавица»; - игра-рассуждение «Спор зверей»; - свободное рисование «Пушистые животные»; - ситуативный разговор «Стихийные бедствия» (побеседовать о том, какой вред природе и человеку наносят ураган, землетрясение, потоп, лесные пожары. - беседа «Как вести себя с незнакомыми животными»; - чтение рассказов А. Дмитриева «Незнакомая кошка», Г. Новицкой «Дворняжка»; - акция «Помоги бездомным животным», воспитывать бережное отношение к животным; - беседа «Красивые, но опасные», расширять знания детей о ядовитых ягодах и грибах. Гигиенические процедуры: - ситуативный разговор «Как люди одеваются весной». Закреплять знания детей о сезонных явлениях, уточнить от изменения каких особенностей сезона зависит комплект одежды. - ситуативный разговор «У кого такая одежда». Расширение знаний о внешнем виде животных, сравнение животных. Завтрак, обед, полдник, ужин: - рассматривание иллюстраций блюд из овощей и фруктов, ситуативный разговор о пользе витаминов для роста и развития человека; - ситуативный разговор «Растительный мир – помогает нам быть здоровыми»; - ситуативный разговор об украшении блюд из овощей и зелени. Прогулка - наблюдения за весенними изменениями в природе (за распускающимися листьями на деревьях, за первоцветами, за насекомыми и птицами на участке, за деревьями и кустарниками на территории детского сада, за состоянием погоды»); - наблюдение за собакой на прогулке (почему опасны контакты с бездомными животными); - подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи». «Волк во рву», «Коршун и наседка», «Караси и щука», «Кузнечики», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Охотник и звери», «Совушка»; - индивидуальная работа по развитию физических качеств; - труд на участке (кормление птиц, рассматривание схемы по уходу за растениями весной, высаживание рассады, рассматривание иллюстраций «Труд весной в поле», привлечение дошкольников к подготовке почвы к посеву семян, посадке и поливу растений на участке, знакомство с деятельностью людей по охране животных, формирование представлений о неразрывной связи человека с природой; - самостоятельная деятельность по выбору детей; - сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», "Лесные пираты и спасатели", «Экологи», «Поход». Вечер: - чтение рассказов О.Перовской «Ребята и зверята», стихотворения Н. Бокова «Дети леса»; - чтение В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», Л.Толстой «Лев и собачка»; - рассматривание коллекции насекомых; - моделирование ситуации «Что делать, если укусила.. оса, пчела, змея, пиявка» - учить соблюдать правила безопасности; оказывать первую помощь; - свободная лепка по теме «Животный мир»; - конструирование из природного материала по замыслу детей; - рассматривание моделей: «Правила обращения с животными и насекомыми», «Правила поведения в лесу»; - театр - экспромт "В лесном царстве"; - составление загадок и отгадывание загадок об опасных природных явлениях; - создание плаката в защиту животных; - рисование птиц и животных разными способами мелом на асфальте, палочками на песке; - игра-драматизация по басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»; - просмотр и обсуждение мультфильма «В лесной чаще» («Ослик-огородник», «Как ёжик и медвежонок меняли небо»); - задание «Рисуем лошадку» на закрепление знаний о геометрических фигурах (прямоугольников, треугольников); - задание «Рисуем зайку» на закрепление знаний о геометрических фигурах (квадратах, прямоугольниках); - игровое задание «Куда зайчик прискачет скорее» на выработку умения измерять линейкой, определять результаты измерений в сантиметрах; - дидактическую игру «Что из чего сделано», «Человек или природа» на уточнение представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. - дидактические игры с крупой, учить детей сортировать 3-4 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие; - беседа «Домашние животные, их роль в жизни человека»; - рассматривание альбома «Животные России, занесенные в Красную книгу»; - беседа о комнатных растениях. Вечерняя прогулка: - подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Черепахи», «Караси и щука», «Охотники и зайцы», «Ловля обезьян», «Совушка», «Куда спряталась тень»; - наблюдения за закатом солнца, за вечерним небом, за облаками, за одеждой людей весной; - самостоятельная деятельность по выбору детей.