Волшебница, Вода

14 апреля 2014 г.
Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет   Тема: «Волшебница вода»   Программное содержание: 1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.). 2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения).   Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье»: В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   общеразвивающие упражнения «Весёлые капельки»; -   несложные сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др.   «Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Беседы о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут), о значении воды (водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.);   «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Разучивание потешек, прибауток, закличек-обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».   «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Рисование «Дождик» (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки, дождь), мазков (капельки);   «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: Аппликацию «Лужи, тучи для весёлых поросят» (обучения приёмам наклеивания заранее вырезанных готовых форм);   «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). «Умывальная» муз. Ан. Александрова; для пения «Дождик» р.н.м. обр. Т. Лобачёва; -   музыкально- ритмические игры («Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной); -   имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – теплого дождика, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества; -   игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо)).   В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: -   иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, стихам; -   сюжетные картины по теме «Мы купались в озере»; -   разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; -   книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «Голуби», К.Чуковский «Мойдодыр» и др.) -   настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; -   подготовленные опыты с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода), с водой, песком, снегом; -   материалы для дорисовки: «Тучи на небе», «Капает дождик», «Радуга-дуга»; -   колокольчики, ленточки, бутылочки с водой разног объема для импровизации под музыку «Звуки воды», «Бежит ручеёк»; -   атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей «Купаем игрушки» и др. -   дидактические пособия для развития мелкой моторики.   Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: -   организовать прогулку к водоему, понаблюдать за природными осадками (дождем, снегом); -   привлекать ребёнка к играм с водой (переливание из емкости в емкость, искупать куклу и др.); -   выучить любую потешку о воде; -   почитать стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Кораблик» из серии «Игрушки».   Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: -   рассматривание иллюстраций, книг по теме (иллюстрации дождя, речки, моря); -   опыты и поисковые действия, помогающие понять, нужна ли растениям вода; -   игры в центре «Воды и песка» («Что плавает, что тонет?», «Теплая и холодная вода»); -   наблюдения и полив посадок луковиц и крупных семян; -   постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.); -   простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.); -    экспериментирование с музыкальными природными звуками.   Гигиенические процедуры: -   обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); -   использование игрового персонажа «Капелька» в процессе формирования культурно-гигиенических навыков: мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т.п.; мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде); -   игровая ситуация «Кукла умывается»; -   практическое упражнение «Научи Незнайку застёгивать пуговицы»   Завтрак, обед, полдник, ужин: -   обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, о мытье посуды (что нужно сделать, чтобы посуда была чистой?); -   обращение к игровому персонажу при обучении детей правильно пользоваться ложкой, пить из чашки, полоскать рот после еды питьевой водой.   Прогулка: -   наблюдения за лужами, ручейками, дождем; -   пускание корабликов по ручейкам; -   наблюдения за птицами, пьющими воду из лужицы (обращать внимание, рассматривать, обследовать, называть); -   игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. («Делаем запруды»); -   подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Через ручеек» и др.; -   упражнения на развитие основных движений; -   индивидуальная работа по развитию основных движений; -   элементарные трудовые поручения на участке (собрать веточки, сложить игрушки в корзину); привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями, поддерживает порядок на участке. Поддерживать желание помогать взрослым)   Вечер: -   рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева; -   чтение стихов (А.Барто серия «Игрушки».), сказок («Почему кот моется после еды», «Под грибом» и др.); -   чтение детской природоведческой художественной литературы; -   прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Танец уточек» муз. М. Картушиной); -   игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (маленький дождик, сильный ливень, гром); -   игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице, с водой «Опасно-безопасно»; -   наблюдения и беседы, направленные на исследование неживой природы; -    приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки». «Тучки», «Радуга»); -   сюжетные игры «Построим корабль», «Постираем кукле платье» и др.   Вечерняя прогулка: -   игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»; -   беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение); -   наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); -   наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; -   опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики», «Тонет – не тонет» - эксперименты с разным песком: влажным и сухим); -   игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки); -   подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику» и др.
  Примерный план образовательной работы с детьми 3-4 лет   Тема: «Волшебница вода»   Программное содержание: 1. Формирование элементарных представлений о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.). 2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным  нужна вода и т.п.).   Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   игровые упражнения «Весёлые капельки»,; -   сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Капельки и солнце», «Ручеек», «Рыбки и лягушки» и др.; -   игры и забавы: «Невод», «Дождик», «Весёлые брызги» и др.; -   беседы на освоение и запоминание правил здоровьесберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?» и др.).   «Познание» (конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   конструирование из строительного материала (широкие-узкие речки, ручейки, мостики и т.д.);   «Познание» (развитие кругозора), «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   беседы о разных состояниях воды, о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, животных, растений.   «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   литературное развлечение «В гости к солнышку» по фольклорным и поэтическим произведениям о некоторых явлениях погоды и объектах природы.   «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -  рисование «Радуга-дуга» (приёмы сотворчества с использованием элементов дорисовывания)   «Художественное творчество» (конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   конструирование из строительного материала с использованием построек в игровой деятельности детей («Мосты через речку»);   «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   музыкальные произведения для слушания «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Дождик» Г. Косенко; для пения -  попевка «Дождик» р.н.п., «Мы умеем чисто мыться» муз. М. Иорданского; -   музыкально-дидактические игры («Колокольчики»); -   приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр); двигательные образные импровизации под музыку («Малыши и дождик» муз. О. Девочкиной, «Ручейки» муз. Т. Ломовой, «Кораблики» муз. Г. Вихаревой); -   имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – начинается дождь, гром и др., способствующих развитию воображения и творчества; -   игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят», «Дождик»  муз. Н. Любарского (громко-тихо)).   В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: -   предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева; -   иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, стихам; -   сюжетную живопись по теме «Волшебная вода»; -   разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; -   наборы для театрализации (шапочки-маски, фрагменты костюмов для игр-драматизаций, игрушки и фигурки настольного и пальчикового театра); -   книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», Ю.Мориц «Ручеёк», И.Токмакова «Глубоко ли, мелко», «К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Б. Житков «Как слон купался», К. Ушинский «Уточки», В. Бианки «Купание медвежат» и др. -   иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды; -   настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки; -   наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для комнатных растений нужна вода), с водой, песком, снегом; -   материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Появилась радуга»; -   атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей; -   наборы одежды для кукол; -   алгоритмы трудовых действий; -   наборы-конструкторы для строительства различных построек; -   изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки); -   дидактические пособия для развития мелкой моторики.   Для осуществления образовательной деятельности  в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: -   организовать прогулку к любому водоему, обращая внимание ребенка разное состояние воды, на такое природное явление как «ледоход»; -   привлекать ребенка к наблюдению за птицами, животными, которые пьют из лужицы, обращать внимание на необходимость воды для всего живого; -   понаблюдать за солнечными бликами на воде; -   обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в период дождя, снега; -   почитать и обсудить произведения современной и зарубежной литературы, обогащая «читательский опыт» ребёнка по теме; -   привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых явлений.   Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: -   рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о воде, ее значении и свойствах; -   обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Что нужно делать, когда идет дождь?»); -   побуждение к рассказыванию о примерах из личного опыта, связанного с водой (купание домашних питомцев, помощь маме в мытье посуды, совместное купание в озере); -   рассматривание иллюстраций, картин, побуждая детей к узнаванию, различению и называнию объектов и явлений природы; -    игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («рыбки плавают», «закапал дождик» и т.п.); -   опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); -   постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Бассейн», «Мосты» и др.), стимулируя обыгрывание построек и включение их в игру; -   простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.); -    экспериментирование с музыкальными природными звуками.   Гигиенические процедуры: -   обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»); -   расширять представления детей о процессах одевания в соответствии с погодными условиями; -   игровая ситуация «Кукла умывается», «Как правильно вымыть руки?»; Завтрак, обед, полдник, ужин: -   разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода); -   ситуативные беседы о значимости воды  для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т.п.).   Прогулка: -   образовательные ситуации, помогающие детям осознать разумный способ обращения с предметами, основанный на знании свойств материала, использованного при его изготовлении («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»); -   наблюдения за природными осадками (снегом, дождем); -   наблюдения за небом (облаками, тучами, солнцем), лужами, ручейками; -   наблюдения за птицами, которые пьют воду из лужицы; -   обращение внимания детей на необычные явления, предметы (растения после дождя, солнечный луч, блеск лужицы и т.п.); -   игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. («Делаем запруды») -   подвижные игры «Дождик»; «Через ручеек» и др.; -   индивидуальная работа по развитию основных движений.   Вечер: -   чтение стихов (С.Капутинян «Кто скорее допьет», А.Босев «Дождь»), прозы (Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.); -   прослушивание музыкальных произведений, звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря»); -   игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (маленький дождик, сильный ливень, гром); -   игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице, с водой «Опасно-безопасно»; -   сюжетные игры  «Построим корабль», «Постираем кукле платье», «Чаепитие у Мишки» и др. -   рассматривание иллюстрированного материала с изображением водоемов, природных осадков; -   беседы: «Что мы видели на улице?», «Разная вода»; -   приёмы закрепления навыков рисования в самостоятельной изобразительной деятельности («Капельки», «Тучки», «Радуга»).   Вечерняя прогулка: -   игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»; -   беседы на тему «Волшебная вода» (свойства и значение); -   наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); -   наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; -   опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики», «Тонет – не тонет»  - эксперименты с разным песком: влажным и сухим); -   игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки); -   подвижные игры: «Через речку», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику»и др.
Примерный план образовательной работы с детьми 4-5 лет   Тема: «Волшебница вода»   Программное содержание: 1. Расширение представлений о свойствах воды (вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном; в воде могут растворять другие вещества; воду можно окрасить в разные цвета; вода прозрачная, не имеет формы, имеет разную температуру и др.). 2. Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т.п.).   Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств «Радуга» (прыжки через ленты, лежащие на расстоянии 1 м, цвет которых соответствует цвету полос радуги), «Перепрыгивание через ручейки»; -   подвижные игры «Скок-поскок», «Через ручейки», «Найди себе пару», «Солнце и дождик» и др.    «Познание» (конструирование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: сюжетное конструирование из строительного материала «Кораблик», с обыгрыванием знакомых сюжетов (кораблик отправился в морское путешествие). Уточнять свойства строительных деталей конструктора.   «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: беседу «Волшебница вода» Обогащать и уточнять представления детей о воде (вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном; в воде могут растворять другие вещества; воду можно окрасить в разные цвета; вода прозрачная, не имеет формы, имеет разную температуру и др.)   «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: коллективную работу «Аквариум» Развивать чувство формы и композиции. Использовать приёмы создания красивых водных растений (из бумажных плосок, ленточек, тесьмы – разрывание, свивание, скручивание, сминание).   «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: речевые игры  и рассуждения «Что для чего?» (для чего нужны сапоги, зонт, плащ…); (способы словообразования). Учить устанавливать причинные, временные и другие отношения в высказываниях детей. Развивать способы словообразования («Почему плащ называется дождевик?»).   «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: образовательная ситуация для придумывания коротких описательных рассказов, загадок по аналогии с литературным текстом (например, на основе рассказа Л.Пантелеева «На море» придумать аналогичные истории, произошедшие на море, озере).   «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: рисование: «Золотые рыбки» Учить рисовать по представлению с передачей характерных особенностей предметов образа мазками, пятнами, штрихами, линиями.   «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: аппликацию: «Кувшинки» Побуждать детей к созданию образов знакомых предметов, размещая на всём листе бумаги.   «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   музыкальные произведения для слушания «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Лесной ручей» муз. А. Аренского; для пения «Водичка» (муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Шибицкой), «Дождик» муз. М. Красева; -   музыкальное движение «Танец с зонтиками» муз.В.Костенко сл.Т.Коломиец ,«Игра с водой» фр.н.мел.; -   музыкально-дидактические игры («Греет солнышко теплее» муз.Т.Вилькорейской); -   приёмы понимания простейших связей музыкального образа и средств выразительности (гремит гром – низкий регистр); -   имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – теплого дождя, лёгкого ветерка и др., способствующих развитию воображения и творчества; -   игры на музыкальных инструментах: «Игра с водой» фр.н.мел.; -   танцевально-игровое творчество: «Капли» муз. Т. Боровик; -   развлечение «Расскажи нам, Ручеёк».   В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: -   предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева; -   иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным сказкам, фольклору, историям о животных, стихам; -   сюжетную живопись по теме «Водный мир», «Реки и озера Урала»; -   разнообразные наборы игрушек (водные животные), природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера; -   атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Аптека», «Больница», «Поликлиника», «Капитаны», «Прачечная»; -   литературные произведения для детского чтения (малые формы фольклора: «Идет лисичка по мосту…», «Сегодня день целый…» и др.;  сказки: «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди»; произведения современной русской и зарубежной литературы: Е.Благинина «Дождик», З. Александрова «Дождик», И. Токмакова. «Разговор старой ивы с дождём», Ю.Мориц «Ручеёк», Д.Хармс «Кораблик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.); -   изобразительные материалы для отражения впечатлений детей об изменениях в природе (бросовый материал, обводки, контуры, тонированная бумага для изображения, составления пейзажей и натюрмортов); -   иллюстрации, отражающие признаки и свойства, значение воды; -   наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы (для комнатных растений нужны тепло, вода), с водой («Тонет - не тонет», «Мыльные пузыри», «Цветная вода»), песком («Сухой и мокрый песок»), снегом; -   материалы для дорисовки: «Радуга-дуга», «Капает дождик», «Дует ветер»; -   наборы одежды для кукол; -   алгоритмы трудовых действий; -   наборы-конструкторы для строительства различных построек; -   изобразительные средства (карандаши, краски, пластилин, глина, стеки), неизобразительный материал: толчёная скорлупа, опилки, палочки и т.п.; -   дидактические пособия для развития мелкой моторики.   Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: -   организовать прогулку к водоему, обращая внимание ребёнка на свойства воды, разное состояние воды; -   организовать посещение бассейна: учить ребенка плавать,  формировать навыки безопасного поведения на воде; -   привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; -   понаблюдать за солнечными бликами на лужицах; -   обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями (в дождь, в снег); -   поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; -   прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Лесной ручей» муз. А. Аренского; -   посмотреть и обсудить м/ф: «Грибной дождик», «Дождик, дождик, пуще!», «Заяц Коська и родничок», «Капитошка», «Земляничный дождик», «Беги, ручеёк». -   привлечь к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.   Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: -   рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о воде, ее значении и свойствах; -   простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»); -   дидактические игры: «Опасные ситуации на воде», «Будь осторожен с водой» и др.; -   побуждение к рассказыванию о домашних питомцах (рыбках, тритонах), об их повадках; -   игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие тучи, гремит гром); -   игры-упражнения типа: «Вот как Галю одевали»; -   опыты и поисковые действия, помогающие понять, что вода необходима не только людям, но и растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); -   игры с водой, снегом, льдом: «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала), «Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей); -   экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?» и т.п.); -   простые трудовые поручения по уходу за комнатными растениями поливать растения, очищать от пыли и т.п.; -   рассматривание предметов и картинок о трудовой деятельности взрослых, связанной с водой.   Гигиенические процедуры: -   обращение к художественным текстам в процессе умывания, («Умываются котята и цыплята и утята…»), впечатлениям по результатам наблюдений за птицами, животными; -   игровые ситуации «Покажет Капитошке как мы умеем умываться, вытираться, одеваться…»   Завтрак, обед, полдник, ужин: -   игровые ситуации «Капитошка у нас в гостях» (обращение внимания на правильность пользования столовыми приборами, салфетками; побуждение детей к соблюдению аккуратности); -   ситуативные беседы о полезных и вредных напитках.   Прогулка: -   наблюдения за явлениями неживой природы, связанными с водой (облака, тучи, дождь, снег, град, лужи, радуга); -   обращение внимания детей на необычные явления, предметы (растения после дождя, пасмурно и темно перед дождем, блеск лужицы в солнечный     день и т.п.); -   игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п. -   подвижные игры «Дождик»; «Через речку» и др.; -   индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств.   Вечер: -   наблюдения и беседы, направленные на исследование свойств и признаков воды (побуждение детей различать, узнавать, называть различное состояние воды, ее основные свойства, значение воды в жизни человека, животных, растений); -   беседы: «Что мы видели на улице, когда шёл дождь?», «Как изменилась одежда людей?»; -   беседы о значении воды, изготовление условных заместителей; -   рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева; -   чтение стихов, прозы (З.Александрова «Дождик», П.Воронько «Я носила воду, воду…», Э.Маркуш «Купание воронёнка» (пер.с венг.), В. Бианки «Купание медвежат»  и др.), сказок («Почему кот моется после еды», «У солнышка в гостях» и др.); -   игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.); -   приёмы, побуждающие к использованию «полуготовых материалов» (листы разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовки с нанесёнными фигурами, «незавершённые» композиции).   Вечерняя прогулка: -   игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Карлсону, как мы одеваемся, если идет дождь»; -   игры-обсуждения «Кто во что одет?»; -   беседы на тему «Волшебная вода» (признаки и свойства); -   наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Кому нужна вода?»); -   наблюдения-обсуждения, помогающие детям лучше понимать связи между живой и неживой природы («Дождь – это хорошо или плохо?») -   опыты, эксперименты с водой, песком («Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри»); -   игры с водой «Весёлые кораблики» (дети запускают в ручеёк разные предметы – лодочки, щепочки, кораблики, наблюдают за ними. Делают «волны», «ветер», «отправляют в плаванье» мелкие игрушки; -   подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки», «По мостику» и др.
Примерный план образовательной работы с детьми 5-6 лет   Тема: «Волшебница вода»   Программное содержание: 1. Обогащение и уточнение представлений о свойствах и признаках воды, её значении  в жизни человека и живой природы (разные агрегатные состояния воды; использование водных ресурсов человеком и др.). 2. Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.)   Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:   «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   подвижные игры: игры с бегом «Караси и щука», прыжками «Удочка», метанием, игры-эстафеты, игры на воде, гидроаэробика; -   беседы-рассуждения «Как вода помогает нам быть здоровым?», «Как закаливаться водой?» «Какие напитки полезно пить? Почему?» (соки, морсы, молоко, кефир и др.); -   спортивный праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»   «Социализация», «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: беседу о доступных способах укрепления здоровья с использованием водных процедур и водного закаливания Формировать осознанную потребность в закаливающих процедурах и физическом совершенствовании.   «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: игровое занятие «Цветное волшебство» Упражнять в различении и назывании цветов спектра, оттенки цвета, тёплые – холодные цвета, смешивании цвета для получения нужного оттенка;   «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: игровое занятие «Вода и её свойства» (рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих различные водоемы, а также свойства, признаки и агрегатные состояния воды, использование воды человеком, животный мир водоемов, профессиональная деятельность человека, связанная с водой);   «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: коллективную работу «Серебряный дождь» Уточнять знания детей о различных агрегатных состояниях воды, использования фольги для украшения и декора. Упражнять в скатывании, раскатывании, надрезании фольги.   «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: реализацию детских проектов «Для чего нужна вода?», «Книга о водоемах Урала».   «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: вечера литературных развлечений, литературные праздники, театрализованные представления (литературный калейдоскоп «Живая и мертвая вода» (чтение стихотворений, беседа, обсуждение, чтение наизусть знакомых песенок, стихотворений).   «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: создание творческих работ при использовании разных изобразительных техник и материалов («Реки и озёра Урала» и др.).    «Художественное творчество» (аппликация) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: игровое занятие аппликацией: «Стайка дельфинов» (освоение новой техники – симметричное многослойное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру);    «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   пение песен о весне, дожде, игры, танцы, хороводы; распевки по методу В. Емельянова,  «Апрель пришёл» муз. Л. Сашиной; -   слушание «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Игры воды» М. Равель; -   музыкально-дидактические игры («Звенящие колокольчики»и др.); -   игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Игры воды» М. Равель; -   музыкальные движения («Поплаваем» муз. В. Золотарёва, «Ручеёк» р.н.п. игровая песня с движениями); -   танцевально – игровое творчество («Игры воды» муз. М. Равеля (с ленточками)); -   развлечение «Речка, реченька».   В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: -   иллюстрации с изображением разных состояний воды в природе, водоемов; -   репродукции картин Айвазовского, «Вешние воды» И.Левитан; -   фотоальбомы: «Озера Урала», «Необычные рыбы», «Водный транспорт», «Водные профессии»; -   наборы для экспериментирования; -   экологические дневники наблюдений за погодой, за посадками…; -   изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне); -   модели для группировки природных объектов; -   дидактические игры: «Мой организм», «Витамины»; -   выставки коллективных творческих работ («Волшебница вода»); -   алгоритмы трудовых действий.   Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: -   организовать прогулку к водоему, обращая внимание ребёнка на обитателей водоёма; -   привлекать ребёнка к кормлению рыбок, наблюдению за их поведением; -   обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; -   наблюдать за природными осадками, состоянием природы до и после дождя, снега; -   обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; -   развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; -   привлечение к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.   Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: -   рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о свойствах и значении воды; -   игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье (закаливание водой, полезные напитки, соблюдение правил личной гигиены и др.); -   простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку» (в сюжетной картинке, рисунке…»); -   дидактические игры: «Опасные ситуации на воде», «Будь осторожен» и др.; -   побуждение к рассказыванию о животных водоема, об их повадках, условиях проживания; -   обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет; -   рассуждения: «Дождь – это хорошо или плохо?», «Что будет, если исчезнут реки?» и др.; -   игры с водой, снегом, льдом: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки); -   игры-эксперименты: «Испытание кораблей» конструирование из различных материалов (бумага, ореховая скорлупа, коробочки) и испытание на плывучесть в спокойной воде, во время ветра, делая «бури»; -   моделирование различных состояний воды (лёд, вода, пар) методом маленьких человечков (ТРИЗ-РТВ); -   дидактические игры на объединение в группы растений и животных водоемов (рек, озёр, морей, океанов); -   игры-экспериментирования с водой «Что растворяется в воде?», «Как получается пар?» и др.; -   экологическую акцию «День воды» (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.).   Гигиенические процедуры: -   модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля; -   обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей. Завтрак, обед, полдник, ужин: -   беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье весной; -   ситуативные беседы о пользе молочных продуктов в укреплении костной системы человека; -   рассуждения о полезных и вредных для здоровья продуктах питания; -   рассуждения «Из какой воды нужно готовить пищу?»   Прогулка: -   наблюдения за природными осадками (отчего зависит, пойдет дождь или снег; как узнать, будет дождь или нет); -   наблюдения за птицами, животными, растениями, акцентируя внимание на значении воды в жизни живой природы; -   обращение внимания детей на необычные явления, предметы (формы облаков,  направление дождя, блеск лужицы и т.п.); -   беседы о бережном отношении к объектам природы (почему следует экономить воду, почему нельзя оставлять мусор на берегу водоёма и т.п.); -   подвижные игры «День-ночь», «Солнышко-дождик» и др.; -   упражнения на развитие физических качеств и основных движений; -   выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (полив рассады); -   привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника.   Вечер: -   наблюдения и беседы, направленные на исследование агрегатных состояний воды, ее свойств; -   опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); -   изготовление условных заместителей, составление моделей, отражающих свойства воды, её значение в жизни живых существ; -   экологические игры, обогащающие представления о мире растений и животных водоемов, особенностей их существования; -   сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о воде, изготовление самодельных книг по впечатлениям); -   составление коротких рассказов об использовании воды человеком, водном транспорте, необычных морских обитателях с опорой на составленный вместе план: «Тележурналисты» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов); -   создание книг-самоделок о воде («Живая и мертвая вода  в сказках» и др.); -   составление загадок с использованием модели, отражающей свойства и значение воды; -   прослушивание аудиозаписей («Шум дождя, шум моря»), просмотр видеофильмов о воде; -   рассматривание детских журналов с творческими заданиями; -   игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?» и т.п.).   Вечерняя прогулка: -   беседы на тему «Мир вокруг нас»; -   наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»); -   наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; -   опыты, эксперименты с водой, песком; -   подвижные игры: «Солнце и дождик», «Через ручейки» и др.; -   составление маршрутов в природу.
Примерный план образовательной работы с детьми 6-7 лет   Тема: «Волшебница вода»

 

Программное содержание: 1. Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках воды, о ее значении в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов человеком. 2. Развитие познавательного интереса детей, желание активно познавать и действовать с природными объектами.   Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   подвижные игры: игры с бегом («Не намочи ноги»), с подлезанием, игры-эстафеты («Весёлые соревнования»), подвижные игры, стимулирующие проявление детского творчества: «У Мазая», «Рыба и крючок» и др.; -   беседы-рассуждения «Как вода помогает нам быть здоровым?», «Что полезно пить?», «Что такое закаливание?»; -   тематические конкурсы, соревнования с участием детей и родителей на темы укрепления здоровья («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»).    «Безопасность» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: изготовление моделей, плакатов, макетов, коллажей, закрепляющих представления детей о безопасном поведении дома («Осторожно – кипящий чайник…») и в природе («Без взрослых купаться – запрещено!);     «Познание» (развитие сенсорной культуры) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: игровое занятие («Мы – экспериментаторы») с выполнением практических заданий обследовательского характера (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и прочее) при рассматривании предметов для выявления их особенностей;    «Познание» (развитие кругозора) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: экологическую акцию «День воды» (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.).   «Труд» (рукотворный мир) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: коллективную работу по изготовлению макета «Голубые озёра Урала» с использованием различных способов крепления деталей: пластичными материалами, проволокой, скотчем, нитками. Развивать чувство формы и композиции.   «Коммуникация» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: реализацию детских проектов «Водные ресурсы планеты», «Южный Урал – край озер».   «Чтение художественной литературы» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: обобщающие беседы «Как писатели и поэты пишут о воде?»;    «Художественное творчество» (рисование) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: рисование: «Хмурое небо», «После дождя», «Водопад» и т.п («экспериментирование с изобразительными материалами: использование нетрадиционных техник, сочетание уже освоенных техник и материалов (дорисовка гуашевого рисунка фломастерами);    «Художественное творчество» ( художественный труд) В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: лепку из солёного теста: брелок «Осьминожки» (связь между формой и назначением предмета, конструктивные особенности).     «Музыка» В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать: -   пение песен о весне, дожде, игры, танцы, хороводы; распевки по методу В. Емельянова, «Апрель пришёл» муз. Л. Сашиной; -   слушание «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик), «Ручеёк» муз. Э. Грига, «Игры воды» М. Равель; -   музыкально-дидактические игры («Звенящие колокольчики»и др.); -   игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Игры воды» М. Равель; -   музыкальные движения («Поплаваем» муз. В. Золотарёва, «Ручеёк» р.н.п. игровая песня с движениями); -   танцевально – игровое творчество («Игры воды» муз. М. Равеля (с ленточками)); -   развлечение «Речка, реченька».   В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести: -   пейзажные картины о воде (репродукции Айвазовского, «Вешние воды» И.Левитан и др.); -   игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская и др.) из разных видов материалов (щепа, солома, папье-маше и др.); -   наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез  2005-2010г.г.; -   фотоальбомы: «Озера Урала», «Обитатели океана», «Вода в природе»; -   наборы для экспериментирования («Лаборатория природы»); -   познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы, карты с изображениями обитателей и т.п.; -   дидактические игры: «Животный мир», «Мир растений», «Ботаническое лото», «Живая природа»; -   экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами, за распусканием листьев…; -   модели, отражающие признаки, свойства и использование воды; -   выставки коллективных творческих работ («Волшебница вода»); -   тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности; -   алгоритмы трудовых действий.   Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям: -   организовать прогулку на водоем, расширять представления детей о ледоходе; -   организовать экскурсию в городской аквариум, понаблюдать за окраской рыб, особенностями поведения; -   коллекционирование, создание альбомов «Полезные для здоровья напитки», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (органы чувств), «Что такое личная гигиена»; -   семейные путешествия в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки изобразительного искусства; -   привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; -   обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; -   наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; -   обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями; -   привлечение ребёнка к сезонной работе на садовом участке; -   чтение и обсуждение рекомендуемых произведений современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; -   развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; -   привлечение к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдаемых природных явлений.   Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах: Утро: -   рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о свойствах воды, разных агрегатных состояниях, значении воды в жизни живой природы; -   игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих здоровье весной; -   простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»); -   дидактические игры: «Опасные ситуации на водоеме», «Будь осторожен» и др.; -   побуждение к рассказыванию о домашних питомцах (рыбках), об их повадках, особенностях в поведении; -   рассуждения: «Что будет, если высохнут реки и озера?», «Как помочь природе?»; -   обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет; -   беседы о профессиях, связанных с водой (водолаз, подводник, моряк и др.) -   придумывание сказочных историй («Превращения с волшебной палочкой»); -   игры с водой, снегом, льдом: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки); -   игры-эксперименты: «Испытание кораблей» конструирование из различных материалов (бумага, ореховая скорлупа, коробочки) и испытание на плывучесть в спокойной воде, во время ветра, делая «бури».   Гигиенические процедуры: -   ситуационные беседы о здоровьесберегающем поведении; -   обращение внимания к наглядным пособиям (моделям, плакатам, коллажам), позволяющим закреплять представления об основах здорового образа жизни.   Завтрак, обед, полдник, ужин: -   беседы, позволяющие обогащать представление детей об основных источниках витаминов, укрепляющих здоровье весной; -   рассуждения о полезных и вредных для здоровья продуктах и напитках.   Прогулка: -   длительные наблюдения за природными осадками, обитателями водоемов (как узнать, пойдет снег или дождь; состояние природы после дождя, снега и др.); -   обращение внимания детей на необычные явления, предметы (грозовое небо, косой дождь, блеск лужицы и т.п.); -   беседы о бережном отношении к объектам природы (почему не следует мусорить у водоема, нужно ли беречь воду и т.п.); -   подвижные игры «По мосту», «Караси и щука», «Пожарные на учении» и др.; -   упражнения на развитие физических качеств; -   хозяйственно-бытовой труд на участке (полив растений, участие в совместной уборе участка); -   выполнение трудовых действий, связанных с сезонными посадками (посадка и выращивание семян растений); -   привлечение к уходу за растениями и животными уголка природы, огорода, цветника   Вечер: -   наблюдения и беседы, направленные на исследование водных ресурсов; -   беседы об использовании воды человеком, изготовление условных заместителей, составление моделей последовательности роста и развития знакомых детям природных объектов; -   деятельность по созданию коллекций (фотографии, картинки, марки с изображением водоемов); -   экологические игры, обогащающие представления о мире растений и животных водоемов, особенностей их существования; -   проблемные обсуждения реальных событий из детской жизни (по впечатлениям экскурсий к водоемам: «Случай на озере» и др.); -   сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о воде, изготовление самодельных книг); -   создание книг-самоделок о воде; -   составление загадок с использованием модели, отражающей свойства и значение воды; -   прослушивание аудиозаписей («Звуки дождя, звуки океана»), просмотр видеофильмов о воде; -   рассматривание детских журналов с творческими заданиями; -   игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки », «На что похоже?» и т.п.).   Вечерняя прогулка: -   беседы на тему «Мир вокруг нас»; -   длительные наблюдения за природными явлениями («Что было, что стало?»); -   рассуждения о том, от чего зависят изменения, происходящие в природе; -   опыты, эксперименты с водой, песком; -   имитационные игры «Перед грозой», «Цветы после дождя»; -   игры-этюды: «О чем мечтает облако?», «Что скрывает океан?»; -   беседы-рассуждения: «Почему идет дождь?» -   подвижные игры: «Караси и щука», «Пожарные на учении» и др.; -   составление маршрутов в природу.