Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

26 мая 2014 г.
Из опыта работы работы с детьми руководителя изобразительной деятельности Середницой Людмилы Александровны
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста   Из опыта работы воспитателя с обязанностями руководителя изобразительной деятельности I квалификационной категории Середницкой Людмилы Александровны   Дети любознательны, всё необычное привлекает их внимание, заставляет удивляться и им очень хочется всё распознать, проэкспериментировать. И вот на помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Они могут дать толчок развитию воображения, творчества, инициативы, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности. Работа ниточками, палочками, пальчиками вызывает у детей радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. В.А. Сухомлинский сказал: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок." Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Свою рабочую деятельность я направила на использование нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная деятельность, которая восхищает и удивляет. Сколько вокруг нас интересных вещей: расчёски, пробочки, поролон, зубная щётка, тюбик с зубной пастой, свеча, вата, соль, семена и многое другое. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочется и как хочется и даже можно придумать свою необычную технику. Дети полны положительных эмоций, а по ним можно судить  о настроении, о том, что их радует и огорчает. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки можно придумать новое. Ребёнок обретает уверенность в себе, преодолевает "боязнь чистого листа бумаги" и начинает чувствовать себя маленьким творцом. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время, что - нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый оригинальный объект. Нетрадиционное использование изобразительных материалов несомненно, учит нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Со старшими дошкольниками я провожу кружковую работу. Целью которой является: выявление и развитие творческих способностей средствами нетрадиционных техник изоискусства. Совершенствование умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами. Работа делится на несколько частей. 1.  Рисование пластилином В этой части происходит знакомство с рельефной лепкой, с цветовой растяжкой, с тем, что можно смешивать пластилин для получения для получения новых оттенков. У детей происходит развитие мелкой моторики рук, сенсорного и цветового восприятия, развитие художественных чувств, глазомера, логического и абстрактного мышления, воображения , художественного и эстетического вкуса. Работа распределяется по этапам. 1). Пластилиновый барельеф Цель: Освоение умений и навыков работы с пластилином. Развитие творческого воображения. 2). Создание пространственного изображения. Цель: Обучение детей различным способам расположения изображения в пространстве, что создаёт новые возможности для выражения сюжета. 3). Создание композиции в технике"Пластилиновая живопись" Цель: Развитие умения создавать композицию. Учить отображать своё настроение, воспитывать творческую активность, самостоятельности Перспективный  план:
месяц Тема занятия задачи
сентябрь Веточка рябины Познакомить с рисованием пластилином. Учить наносить на поверхность картона тонкий слой пластилина).
Ваза с фруктами Закрепить правила работы с пластилином
октябрь Дары осени(овощи) Учить составлять несложный натюрморт. Закрепить цвета и умение получить новые оттенки путём смешивания2 или 3 цветов
Бабочки, которых я видел летом  Освоение техники рельефной лепки. Развивать чувство цвета(контраст), творческое воображение.
Золотая осень Учить подбирать фон, чтобы рисунок выделялся. Развивать чувство цвета, творческое воображение
Красивые цветы к дню Матери Познакомить с этикетом поздравлений. Воспитывать желание порадовать мам и поздравить их открыткой, сделанной своими руками).
ноябрь Рыбки в аквариуме  Учить детей цветовой растяжке. Учить дополнять свою работу природным материалом( пшено, рис...), бусинами, бисером и т.д..
Сказка "Колобок" Учить составлять сюжетную композицию, передавая взаимоотношения между героями. Учить анализировать особенность строения животных, соотносить части по величине и пропорциям
Мой щенок Учить создавать образы пластическими средствами. Развивать чувство цветового восприятия, глазомер
Рыжая плутовка Анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать воображение,  чувство цвета).
декабрь Снеговик и ёлочка Учить создавать образы пластическими средствами. Развивать творческое воображение, чувство композиции
Снегурочка Показать разные приёмы оформления шубки( узор-стекой, печатание узора, бисером,...). Воспитывать аккуратность.
Дед Мороз Продолжать освоение техники рельефной лепки. Развивать творческое  воображение.
  Новогодняя ёлка Учить использовать приём цветовой растяжки. Развивать воображение, чувство цвета, композиции
январь Серебряное копытце Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям
Снег кружится  Продолжать освоение техники рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции
Клоун Продолжать освоение техники рельефной лепки
Снегири на ветке Учить создавать сюжетную композицию. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук
февраль Три медведя Учить располагать композицию в пространстве. Закреплять умение выбирать технику выполнения
Валентинки Воспитывать желание поздравить самых любимых
Подарок папе Воспитывать заботливое отношение к близким, патриотизм
Ветка мимозы Воспитывать творческую активность
март Красивый букет Вызвать интерес к изготовлению фантазийных цветов. Показать приёмы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.
Пасхальное яичко Развивать творчество, чувство ритма и композиции
Прилетели грачи Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение
Шумят ручьи Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о пробуждении природы. Учить использовать цветовую растяжку при изображении. 
апрель Пускаем кораблики Развивать творчество, воображение
Полетим на ракете Формировать интерес к общественным событиям. Воспитывать самостоятельность).
Котёнок на заборе Учить создавать сюжетную композицию
Наш весёлый зоопарк Развивать самостоятельность, творческую активность
май Собака со щенком Воспитывать бережное отношение к животным. Учить создавать сюжетную композицию
Ветер по морю гуляет Продолжать самостоятельно и творчески отражать свои представления о море .Использовать цветовую растяжку
Радуга-дуга Продолжать самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызвать интерес к изображению радуги. Дополнить рисунок по своему замыслу. Развивать чувство цвета .Воспитывать эстетическое отношение к природе
  2.  Работа в технике "оригами" и "бумагопластики" Цель: Освоение навыков работы в бумажной пластике. Развитие творческого воображения. Закрепление свойств бумаги ( возможность менять форму при скручивании, сгибании; она легко рвётся, мнётся и т.д.) В процессе складывания закрепить понятия различных геометрических фигур: треугольник, квадрат, и т.д., умение легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 3. Использование нетрадиционных техник изображения Цель: Обучение детей нетрадиционным техникам рисования с использованием различных изобразительных материалов для детского творчества, способствующих развитию художественной одарённости. Развивать умение создавать композицию с использованием знакомых нетрадиционных техник, учить отображать своё настроение, воспитывать творческую активность, самостоятельность. Перспективный план:
месяц Тема занятия Техника изображения
сентябрь Парус Учить складывать квадрат по диагонали. Учить тонировать лист "набрызгом")
Бабочка Учить рисовать цветочек оттиском ладошки и складывать бабочку в технике "оригами")
октябрь У озера Монотипия пейзажная и обрывная аппликация
Мой дружок пёсик Учить складывать квадрат  по схеме. Создание живописной композиции).
Лягушка на листе лилии оригами, фон - клейстер с гуашью двух цветов, обрывная аппликация).
Рыжая плутовка  Поделка из мятой бумаги
ноябрь Красивые картинки из разноцветных ниток Фон - растяжка цветом по сырому. Развивать цветовосприятие.  
Ландыш серебристый Рисование тюбиком с зубной пастой. Совершенствовать навыки в кручении бумаги
Рыбки в аквариуме  Обучение изготовлению рыб в технике"оригами". Бумагопластика, монотипия.
декабрь Кошка на заборе Учить задумывать несложный сюжет
Ёлочка нарядная Трафарет, поролон, тычкование . Создание живописной композиции).
Дед Мороз Оригами. Учить композиционному освоению листа
Воробьи на кормушке Рисование ладошкой, печать пробкой, ушной палочкой, скатывание шариков).
январь Ёжик Рисование мятой бумагой. Создание живописной композиции
Наш зоопарк Поделки из мятой бумаги

 

Снегири на ветке  Выкладывание резаными нитками

 

февраль Два жадных медвежонка Создание живописной композиции. Выкладывание шерстяными нитками медвежат.

 

Полевой конверт оригами

 

Воробьи в лужах Обрывная аппликация. Учить задумывать несложный сюжет).

 

март Портрет мамы Закреплять знания детей о жанре живописи - портрет. Учить скручивать бумагу, придавая ей разнообразные формы.

 

Петушок и курочки Учить создавать несложный сюжет

 

Прилетели грачи Фон - монотипия со стеклом. Оригами

 

апрель Лодка Учить составлять композицию. Расширить спектр изобразительно-выразительных возможностей бумажной пластики

 

Полетим к звёздам Оригами. Фон - набрызг зубной щёткой. Работа с трафаретами и печатками).

 

май Голубь мира Фон - акварель по сырому, посыпая солью. Поделка из мятой бумаги).

 

Букет нашим воспитателям  Закреплять у детей умение создавать цветы разными способами

 

  Художественная деятельность ребёнка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей.