Каким должен быть режим питания.
В какое время лучше кормить ребёнка.
Какие объемы пищи рекомендуются дошкольникам.
Особенности организации питания дошкольника.
Каким должен быть режим питания.
Очень большое значение имеет соблюдение определенного режима в организации питания ребенка, для сохранения его здоровья и хорошего самочувствия. При правильном режиме у детей вырабатывается условный рефлекс на время приема пищи. К этому моменту начинается выработка пищеварительных соков, пробуждается аппетит и вся полученная ребенком пища хорошо переваривается и усваивается. При беспорядочном питании этого не происходит, и дети часто страдают расстройствами пищеварения или отсутствием аппетита.
Режим с 4-разовым приемом пищи и интервалами между отдельными кормлениями в 3,5-4 часа считается оптимальным режимом питания для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В течение этого времени, как правило, происходит процесс желудочного пищеварения.
В какое время лучше кормить ребенка.
Врем для кормления в первую очередь зависит от семейного уклада. Но обычно завтрак организуется в 8 часов или в 8.30, обед дают ребенку в 12.00-12.30, полдник - в 16.00-16.30 и ужин - в 19.30-20.00 часов. Если указанное время строго не соблюдается, то все же важно следить за тем, чтобы промежутки между кормлениями не были ни слишком короткими, ни слишком длинными: и то и другое не полезно для ребенка. Ничего страшного, если еда будет предложена на 20-30 минут раньше или позже обычного часа. Гораздо важнее не перебивать ребенку аппетит какой-либо едой в промежутках между кормлениями. Особенно недопустимо давать сладости, мучные или кондитерские изделия. С одной стороны, это нарушает аппетит, а с другой - может выработать привычку к перееданию, способствующую развитию избыточной массы тела.
В качестве питья в промежутках между едой нецелесообразно использовать сладкий морс, сладкий чай, молоко. Предложите ребенку кипяченую воду, неподслащенный чай, нейтральные или слегка кислые соки, овощные отвары, отвар шиповника.
Какие объемы пищи рекомендуются дошкольникам.
Определенный разовый и суточный объем пищи каждому соответствует возрасту. Соблюдение установленной возрастной нормы имеет большое значение для правильной организации питания.
Он всегда надо учитывать, что каждый ребенок отличается своей индивидуальностью. Поэтому не следует насильно заставлять его съедать всю положенную порцию, если он от нее отказывается. Если ваш ребенок регулярно ест меньше нормы, ему надо давать более калорийные и концентрированные блюда, богатые белком, который особенно необходим растущему организму. Если, напротив, ребенок не насытился обычным объемом пищи, можно дать ему добавку в виде овощного гарнира, салата и даже супа, но без дополнительного количества хлеба, каш, сладостей, особенно когда у ребенка повышенный аппетит и ему угрожает ожирение.
Особенности организации питания дошкольника.
Нельзя все время заставлять ребенка, а тем более такого эмоционального, как дошкольник, делать только так, «как надо». В ряде случаев можно пойти ему на уступку, но все-таки постараться, чтобы здоровье его не пострадало. Например, если ребенок упорно отказывается от какого-то очень полезного продукта, не следует заставлять его есть насильно. Нужный продукт можно частично или полностью заменить другим, равнозначным, или преподнести его в таком виде, который понравится ребенку.
Не все любят творог в натуральном виде, но многие положительно относятся к запеканкам, сырникам, вареникам. В общем, при кормлении ребенка, особенно страдающего плохим аппетитом, порой необходимо быть изобретательным.
Очень важно, чтобы у ребенка с самого начала выработалось положительное отношение к еде. Большое значение имеет обстановка. Ребенку надо выделить постоянное место за столом, позаботиться, чтобы у него были своя посуда, приборы. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Как уже говорилось, нельзя отвлекать и развлекать ребенка во время еды. В спокойной, доброжелательной обстановке должен проходить сам процесс принятия пищи.
Именно у детей в дошкольном возрасте наиболее прочно закрепляются полезные привычки и стереотипы. Поэтому важно не упустить это время для выработки необходимых гигиенических и эстетических навыков и постараться избежать закрепления отрицательных привычек. Так, ребенок, достигший трехлетнего возраста, должен соблюдать чистоту и опрятность за столом, правильно пользоваться посудой и столовыми приборами (к 5-6 годам он уже может пользоваться ножом и вилкой). Нельзя есть поспешно, ведь для того чтобы пища лучше усваивалась, ее надо тщательно пережевывать. После еды ребенок должен вытереть рот и руки салфеткой, поблагодарить, а потом помочь убрать со стола, вымыть посуду. Не позволяйте ребенку выходить из-за стола во время еды, приносить за стол игрушки, книжки, смотреть во время еды телевизор, «видики», уносить часть еды в свою комнату. Если на все это не обратить внимания в дошкольном возрасте, потом будет поздно.